25 апреля 2019

Пагубное влияние «зеленого змия» известно еще с ветхозаветных времен. Первое Библейское повествование о зловредном воздействии чрезмерного винопития восходит к истории Всемирного потопа. Так, святой праведный Ной, который, вместе со своим семейством, только один из всего рода человеческого был спасен от общего бедствия по чудесному откровению от свыше, «начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9, 20-21). Праведный Лот, избежавший с помощью ангелов Божиих горькой участи нечестивых жителей сожженного Содома, после впал, однако, в тяжкий грех кровосмешения со своими собственными дочерями, когда был упоен ими же до потери памяти и смысла (см. Быт. 9, 30-38). Легендарный богатырь Сампсон, предавшись пьянству и любодеянию, был лишен своей удивительной силы и благодати Божьей, легко побежден давнишними врагами, ослеплен, поруган и осужден к бесчестной работе, пока не вернулся в прежнее достоинство (см. Быт. 16, 16-31).

В христианстве нет категорического запрета на умеренное потребление вина в разрешенное церковным уставом время, тем не менее по поводу порока пьянства св. апостол Павел прямо и недвусмысленно говорит, что «пьяницы… Царства Божия не наследуют» (Кор. 6, 10). Свт. Василий Великий называл пьянство «самовольным бесом, который от сласти в душе рождается». Много сказано святоотеческих поучений, порицающих пьянство и призывающих христиан к достойному их веры образу жизни. Некоторые наиболее заслуживающие внимания проповеди приведем по старообрядческой книге «Измарагд» (изд. 7419 г., свободный перевод на русский).

Слово о пьянстве (слово 41-е).

Пьянство есть пагубнее объедения и многократно запрещено святыми книгами. Сим не достойно нам отягчаться. Добро есть мало испить, ради телесной немощи. Как земля, в меру поливаемая, насеянное в ней семя возрастит с прибытком, но от излишества влаги только терние возрастит, так и многое питие сотворит человека безумным в поругание, а мудрым — в плач. Сказано в Божественном Писании: Ной был мужем праведным, а, упившись, лежал наг. От безумного Хама поруган был, и мудрые сыновья покрыли его наготу. Бежим, братья, от пьяной трапезы и беса, да не поруганы будем. Но паче пребываем в трезвости, да будет целомудрен внутренний человек. Так и приточник учит нас, говоря: не будь винопийцей. Всякий пьяница обнищает. Кому люто? Кому молва, и свары, и суды, и распри? Искушение и тщета? Кому сини очи? Не пребывающим ли в корчме и ищущим, где пиры бывают? В вине не укрепляйся, ибо многих погубило пьянство. Не пользует безумного пища и питие. Неистово и досадливо есть пьянство. И всякий, приобщающийся к нему, не будет мудр. Исаия же, укоряя пребывающих в пьянстве, говорил: «горе гонящим квас и ждущим вечера, потому что их жжет вино». И Иоиль сказал: «протрезвитесь, прельщенные пьянством. И плачьте, и рыдайте пагубы вашего пьянства». Воистину похотливым и некрещенным людям пьянство есть на веселие. Как и сказано: заблуждаются пьяные. А хотящие жить чисто пойдут по правому пути без соблазна, послушав апостола: «не упивайтесь вином, в нем же нет спасения». И также: «пьяницы Царствия Божьего не наследуют». Сего ради не будьте безумны, но разумейте, что есть воля Божия. Ибо все вредные и постыдные дела возникают от пьянства. Господь же наш Исус Христос всем заповедал, глаголя: «блюдитесь, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими». Ему же слава.

Слово святых отец. О пьянстве ко всем христианам (слово 43-е).

Рече Господь ко апостолам Своим: пьяницы не наследуют Царствия Божьего, но уготована им мука вечная с прелюбодеями и ворами. И в первых родах было показано от Бога, как великие мужи, угодники Божии, погибли от пьянства. Цари отринуты от царствования, и святители погубили святительский сан. И сильные силу свою потеряли. И храбрые были преданы мечу. Богатые обнищали. И много пожившие умерли без Божьего суда. Ибо скоро пьяницы умирают, как удавленники. Если кто в пьянстве умрет, тот сам себе убийца и враг, и приношение за него ненавистно Богу. Что нам делает беззаконное пьянство? Губит ум, портит орудия, теряет прибытки. Князьям пьянство опустошит землю, простых людей доведет до тяжкой работы и наделает им множество долгов. Умелым мастерам пьянство испортит искусство и не даст им разума исполнить дело. Братию ссорит. Жен от мужей отлучает. Ногам болезнь творит и рукам дрожь. Отнимает зрение очей. Красоту погубит. Пьянство к церкви не пустит, ибо молиться Богу не хочет. Книги прочитать не даст. Страх Божий отгонит, смерти предает и во огнь вечный посылает. Братья, добро оставить злое пьянство, чтобы получить Царство Небесное и жизнь без конца.

Слово святых отец о пьянстве (слово 44-е).

Святые отцы не возбраняют нам того, чтобы пить и есть в законное время, но запретили объедение и пьянство. Не ел и не пил диавол, но спал вниз. А Павел и ел и пил, но взошел на небо. Чтобы не пить совсем, было бы к досаждению людям: от Бога дано есть питие разумным на веселие. Но неразумные часто упиваются до пьянства и до непрестанного злого греха. Не сказано в Писании «не пейте», но «да не упивайтесь». Кто может удержать утробу от пьянства и уста от злых словес, тому возможно есть. Чтобы, без ума упившись, не впасть в блуд. О много же пьющих сказано так: кому горе, кому мятеж, кому мерзость, кому сокрушение? Не пребывающим ли в вине? И смотрящим, где пиры бывают? О братья и сестры, бегайте пьянства. И трезвыми пребывайте в молитвенный час, в который Богу молитесь. Вечер, утро и в полдень — с трезвым умом, а не пьянством. Как и апостол Петр говорит: братья, будьте трезвы, а не пьяны. Ибо супостат ваш диавол ищет пьяных, чтобы поглотить их. О, горе пьяным, как им сохранить себя? Лежащим, словно мертвым. И от Бога отбежавшим пьянства ради. Удалившимся от Святого Духа из-за смрада пьянства. И слова Божьего не имеющего в устах своих из-за гнили пьянства. И Ангелу-Хранителю отошедшему и плачущему о пьяном. Бесы же веселятся о пьяницах. И, радуясь, приносят жертву к диаволу от пьяных. Дьявол же радуется и говорит: никогда же не веселюсь так и не радуюсь о жертве человек-язычников, как о пьянстве христиан. В пьяницах творятся вся дела моего хотения и лучше мне есть пьяницы и запойцы от христиан, чем язычники, молящиеся идолам. Ибо и язычников Бог соблюдает, пьяниц же — ненавидит и гнушается их. Я же радуюсь о них, ибо мои есть пьяные. А трезвые — Божии. Сказав сие, диавол приказал бесам: идите и поучайте христиан на пьянство и на всякое дело хотения моего. Ангелы же Господни, с великой печалью пришедши к святым отцам, поведали им о том, чтобы отлучали христиан от пьянства и запойства злого, но не от пития в подобное время. Святые же отцы написали честное свое и святое учение и предали его христианам, как правило в сей жизни. Если кто послушает и поживет в страхе Божьем, наследует Небесное Царствие. А кто святых отцов учения не послушает, тот осужден будет с бесами в муку вечную. Услышавши об этом, подвигнемся, братья и сестры, сотворить заповеди Господни трезвым умом. Ему же слава со Отцом и со Святым Духом.

Данные современной статистики открывают весьма печальную картину губительного воздействия алкоголя на окружающее общество. Так, в пьяном виде совершается 50% убийств и 25% самоубийств. Порядка 60% разбоев и грабежей устраивают с целью найти деньги на спиртное. Около половины ДТП происходит при участии пьяных водителей. Примерно половина разводов в России — из-за алкоголизма одного из супругов. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на 2010 год Россия находится на 4 месте в Мире по количеству выпиваемого спиртного на душу населения в год. Эта цифра составляет 15.1 литров чистого этанола. Тройку самых пьющих стран в мире возглавляет Белоруссия (17.5 л.), далее следуют Молдавия (16.8 л.) и Литва (15.4 л.). Самые трезвые страны — исламские страны ближнего востока, такие как Саудовская Аравия и Пакистан.

В «Древнем Патерике» есть один показательный рассказ о том, как некоему египетскому пустынножителю явился бес и обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил какой-нибудь грех. Он предложил на выбор следующие три: убийство, блуд и пьянство. Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть само по себе большое зло и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Блуд совершить — стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и буду мирно жить в пустыне». И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с нею грех, пришел муж той женщины и застал грешащего с женой, начал его бить. А он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха, каких он трезвый боялся и гнушался, и через это погубил все многолетние труды свои.

Желаю, о возлюбленный, спасения твоего и благословение даю тебе. Знаешь о том, сын мой и чадо, духом рожденное, что дал мне Бог талант учения, да им прикуп сотворю, а не сокрою в лености. Господь, пришедши, спросит с меня грешного на Страшном Суде Своем, если прикупа им ныне не сотворю: лютый суд и злой ответ будет мне. Талант же мой есть, чтобы заботиться о душах ваших и сеять в сердцах ваших Божественное семя — святое учение, терние же греховное искоренять. Когда вижу вас в заповедях Господних ходящих, тогда радуется сердце мое, когда же вижу повеления Господни преступающих, тогда снедает меня печаль. О сем и прежде говорил тебе, чадо мое любимое, о злом пьянстве, и ты не послушал того. И ныне весьма печалюсь о тебе, так как вижу тебя в святые постные дни побеждаемого пьянством. Дни сии даны христианам на очищение грехов и на спасение души, а ты пребываешь как неверный… О чадо, не упивайся во святой сей пост, сие — великое зло. Апостолы из-за этого не велели и памяти святых в пост творить, а вы, больше чем на память святых, своим утробам честь творите, упиваясь в святой пост. Так, тщетно мы христианами именуемся, если делаем дела язычников. О братья, все во славу Божью творите, да Господь прославит вас во Царствии Своем, а здесь здравие и честь, и жизнь мирную подаст вам Господь Бог ваш. Ему же слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веков, аминь («Златоуст», сл. 19-е).